Российский институт стратегических исследований

Российская Федерация сегодня

Российская Федерация сегодня

14.05.2025

Поделиться

Петровская Оксана Васильевна

Петровская Оксана Васильевна

Главный советник директора

доктор исторических наук

Взять Ла-Манш за две недели

Организация Варшавского договора (ОВД) была создана 14 мая 1955 года в ответ на появление НАТО — практически сразу после отказа стран Запада в 1954 году от предложения Москвы стать партнером Североатлантического альянса. Варшавский договор оформил создание военно-политического союза социалистических стран во главе с СССР и формально закрепил раздел Европы на два противоборствующих лагеря. На протяжении более трех десятилетий своего существования он обеспечивал паритет в условиях холодной войны между Западом и Востоком.

Оборонный потенциал стран соцлагеря позволял военному руководству ОВД строить оптимистические планы по полному захвату Европы в течение месяца в качестве ответа на агрессию НАТО. Какой противовес нужен сегодня Североатлантическому альянсу и возможно ли возрождение блока, аналогичного Варшавскому договору?

Заключение Варшавского договора, помимо сугубо военной составляющей, стало ответом на идеологическое противостояние с Западом, который стремился ослабить влияние Советского Союза на государства Восточной Европы.

«Западная демократия, капитализм с одной стороны, и сторонники строительства коммунизма — с другой. Тогда речь шла об идеологических противниках. Варшавский договор стал реакцией на устремления Запада в отношении социалистических стран», — подчеркнула в интервью журналу «Российская Федерация сегодня» главный советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор исторических наук Оксана Петровская.

Организация Варшавского договора готовилась дать отпор военным устремлениям Запада. Объединенное командование вооруженными силами вело разработку соответствующих стратегий оборонительных и контрнаступательных мероприятий, адаптируя их к реалиям времени.

«В военном отношении деятельность ОВД была полностью централизована. Все планы принимались в Москве», — констатировала Петровская.

Так, по словам эксперта, в 1960-х годах, когда СССР продолжал наращивать свой арсенал ядерного оружия, сценарий начала третьей мировой войны, согласно рассекреченным польской стороной в 2005 году архивным документам, предполагал, что НАТО первым нанесет ядерный удар по странам — членам ОВД, в том числе по территории Польши. В ответ Советский Союз должен был среди прочего ударить тактическими ракетами с ядерными боеголовками по западногерманским городам и другим государствам, где располагались объекты Североатлантического блока. Затем же, как планировалось, следовало стремительное сухопутное контрнаступление с целью установить контроль над целями на территории врага, в том числе в Дании, Норвегии, Бельгии, Нидерландах, Западной Германии.

В свою очередь, НАТО превосходила ОВД по числу боевых вертолетов (5270 и 2785), противотанковых ракетных комплексов (18 070 и 11 465), крупных надводных кораблей (499 и 102).

«Советский Союз укреплял свою оборону, в том числе за счет побуждения союзников по ОВД к наращиванию вооружений и военной техники», — отметила Петровская.

По словам эксперта, Польша, например, предусматривала в 1970-х годах увеличение расходов на национальную армию, но не в тех объемах, как того хотели бы в Москве, что было связано с отсутствием у Варшавы соответствующих экономических возможностей. Тем не менее польские вооруженные силы имели достаточный потенциал.

«В тот период они насчитывали около 450 тысяч военнослужащих в мирное время, а в военное — предполагалось увеличение до 950 тысяч», — подчеркнула собеседница журнала «Российская Федерация сегодня».