Российский институт стратегических исследований

  • Главная

  • Аналитика

  • Возвращение Трампа в Белый дом и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику США

Михайлов Сергей Александрович

Михайлов Сергей Александрович

ведущий эксперт

кандидат исторических наук

Возвращение Трампа в Белый дом и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику США

Уверенная победа Д. Трампа на президентских выборах 5 ноября 2024 г. стала неожиданностью для многих специалистов внутри и за пределами США. Одной из важных причин этого послужила система социологических опросов в Соединенных Штатах. Большинство из них накануне выборов отображали практически равную популярность Трампа и его соперницы или даже отдавали небольшое преимущество К. Харрис. Однако результаты голосования продемонстрировали, что, как и в 2016 г., данные опросов существенно занижали показатели поддержки республиканца.

Трамп победил во всех «колеблющихся» штатах (хотя в некоторых из них его преимущество составило менее одного процента), чего демократы явно не предполагали. Вновь избранный президент улучшил свои результаты по сравнению с 2016 г., получив значимое большинство голосов избирателей в масштабах всей страны, в отличие от своей первой победы, когда он не смог обеспечить себе перевес среди населения в целом.

Указанные «ошибки» в исследовании общественных настроений показывают, что несмотря на доминирование Трампа в рядах республиканцев, достигнутое им в последние годы, а также на превращение трампизма из нарождающегося аморфного течения во все более стройную и признанную в рамках консерваторов в США идеологию, многие сторонники вновь избранного президента и в 2024 г. предпочли скрыть свои симпатии к нему. Очевидно, что причиной этого было пропагандистское давление американских СМИ, а также певцов, актеров и других представителей сферы развлечений, большинство из которых стремились представить поддержку Трампа как нечто неприемлемое и неприличное. Таким образом эти люди подготовили себе и Харрис неприятный сюрприз в ночь с 5 на 6 ноября с. г.

Вместе с тем главным фактором, приведшим демократов к поражению, стала, как представляется, их хроническая неспособность найти в своей среде новые, действительно популярные фигуры, которые представляли бы эту партию и смогли привлечь к ней поддержку неопределившихся избирателей. Кандидатура Дж. Байдена, в силу его возраста, была спорным выбором еще в 2020 г., не говоря уже о 2024 г. Однако партийная верхушка долго закрывала глаза на этот очевидный факт, а затем, после июльских дебатов нынешнего президента с Трампом, внезапно осознала масштаб проблемы. Последующий лихорадочный процесс замены и раскрутки нового основного кандидата от партии привел к выдвижению Харрис, единственным достоинством которой по сравнению с Байденом была ее сравнительная молодость. В условиях жесткого дефицита времени надежды руководства Демпартии на тотальное превосходство своей пропагандистской машины и ее способность решить все эти проблемы оказались необоснованными. Очевидно, что демократический лагерь ожидает период «работы над ошибками», поиска новых идей и лиц, представляющих движение.

В этом плане республиканцы значимо опережают конкурентов, поскольку имеют не только признанного лидера, только что доказавшего свой авторитет, но и его молодого и перспективного помощника. В связи с этим возраст Трампа, который сейчас старше, чем был Байден в ноябре 2020 г., не выглядит таким значимым ограничителем, как в случае с нынешним президентом.

Во внешнеполитическом плане политика новой республиканской администрации, по всей видимости, будет продолжать и в чем-то усиливать тенденции, наметившиеся не только в первую каденцию Трампа, но и при Байдене. Основное их содержание заключается в том, что американский истеблишмент все более отчетливо воспринимает уязвимость глобального лидерства Вашингтона перед новыми угрозами. В этом контексте США стремятся укрепить свою устойчивость за счет ресурсов других стран, как соперников, так и партнеров. Такой подход в существенной степени обуславливает американский курс на основных международных направлениях.

В отношениях с европейскими союзниками именно Трамп в свой первый президентский срок начал активно ставить вопрос о серьезном повышении военных расходов европейцев и об увеличении ими закупок американских вооружений. Он также ввел повышенные торговые тарифы в отношении ряда товаров из Старого Света. Однако администрация Байдена пошла еще дальше. Дипломатическими методами и путем подрыва газопровода «Северный поток» она отрезала Европу от основного потока российских энергоносителей. Результатом стал резкий рост поставок американских углеводородов в Европу, а также существенное ослабление конкурентных позиций европейской экономики по сравнению с американской, поскольку цены на энергию по обе стороны Атлантики стали различаться в несколько раз. С высокой долей уверенности можно прогнозировать, что Трамп продолжит движение в данном направлении и постарается извлечь еще больше материальной пользы для США из отношений с европейцами.

Одним из путей для этого может стать пересмотр параметров американского участия в украинском конфликте. Курс нынешней администрации не соответствует взглядам республиканцев, хотя их отношение к России является не менее враждебным, чем у демократов. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что пакет американской помощи Украине на сумму более 60 млрд долл. получил одобрение в Конгрессе в апреле 2024 г. лишь, как считают американские аналитики, с согласия Трампа.

Администрация Байдена полагала, что военно-политический тупик в конфликте на Украине в целом соответствовал интересам Вашингтона, так как, дескать, наносил значимый ущерб военным и экономическим ресурсам Москвы. В последние месяцы многие близкие к демократам эксперты оспаривали данный подход, прежде всего, по причине все более значительных успехов российской армии на поле боя. Однако теперь, в последние месяцы своего срока Байден вряд ли пойдет на пересмотр прежней позиции.

Близких к Трампу аналитиков линия демократов также не устраивала, поскольку в реальности она не вела к ослаблению России, а лишь способствовала укреплению ее отношений с Китаем. Поэтому республиканцы призывали к прекращению огня и заморозке конфликта. В условиях уверенного наступления российских войск такой подход становится для США еще более востребованным.

Важным направлением привлечения дополнительных ресурсов в США может стать политика в нефтегазовой сфере. Республиканцы традиционно опираются на поддержку американской нефтяной отрасли, а Трамп в период предвыборной кампании заявлял о намерении еще больше увеличить добычу углеводородов в США. Нельзя исключать, что для реализации данной цели новая администрация постарается сократить присутствие на мировом рынке некоторых крупных конкурентов. Новые санкции могут быть применены против иранской нефти, а также против российской торговли углеводородами. Угроза таких санкций может быть использована Белым домом и как инструмент в контексте украинской ситуации.

Есть основания полагать, что при Трампе Белый дом постарается усилить тарифное и санкционное давление на Китай. Однако этим попыткам могут помешать лоббистские усилия ряда представителей американской промышленности, поскольку торговая война с КНР способна нанести серьезный ущерб и экономике США. Многие крупные предприниматели в Соединенных Штатах весьма заинтересованы в сохранении свободного доступа на китайский рынок и имеют производственные мощности на китайской территории, как, например, И. Маск, чья корпорация Tesla развивает масштабный индустриальный кластер в районе Шанхая.

В связи с этим основной линией противоборства Вашингтона с Пекином станет военно-политическое соперничество. США продолжат укреплять отношения с наиболее надежными союзниками в регионе, прежде всего с Японией, Республикой Корея и Филиппинами, рассчитывая в том числе и на более активное использование их ресурсов для давления на Китай.