Российский институт стратегических исследований

Перспективы развития взаимоотношений России и КНДР

18–19 июня 2024 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин посетил с государственным визитом Корейскую Народно-Демократическую Республику. Главным его итогом стало подписание сторонами Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Вскоре после завершения переговоров текст договора на корейском и русском языках был обнародован в печати КНДР.

Положения Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве наследуют ранее достигнутые договоренности между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Так, положения, касающиеся взаимной военной поддержки в случае внешней агрессии третьих стран, содержались в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР от 1961 г. Пункты совместного документа, предусматривающие ведение сторонами регулярного политического диалога и сотрудничества в неполитических сферах, также достаточно подробно были представлены и в Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 2000 г. Тем самым соблюдена  преемственность в развитии взаимоотношений наших стран, 75-летний юбилей которых отмечался в 2023 г.

По словам Председателя Государственных дел КНДР Ким Чен Ына, решение о начале работы над обновленным договором, в котором бы фиксировались основы отношений в новых международно-политических условиях, было принято в ходе сентябрьской (2023 г.) встречи в верхах на космодроме Восточный. Содержание договора отражает близость позиций Москвы и Пхеньяна по важнейшим региональным и международным вопросам, готовность двух дружественных стран к координации усилий по противодействию давлению со стороны США и их союзников, а также (и это не менее важно) настрой на плодотворное сотрудничество в конкретных областях торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, образования, культуры и туризма.

Принятие Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве послужит активизации двустороннего диалога, в том числе на высоком и рабочем уровнях, а также по линии региональных властей, политических партий и общественных организаций. Так, глава 2 данного договора предполагает «укрепление совместной координации и взаимодействия на международных площадках», «поддержание тесной коммуникации» сторон, «укрепление тактического и стратегического взаимодействия» по вопросам, представляющим для Москвы и Пхеньяна взаимный интерес.

Положениями договора предусмотрено проведение консультаций по двусторонним каналам для координации позиций сторон и согласования возможных контрмер в случае возникновения непосредственной угрозы совершения против одной из сторон акта вооруженной агрессии (ст. 3). Также документом зафиксировано обязательство оказания взаимной помощи в случае внешней агрессии (ст. 4). Кроме того, как отмечается в ст. 8, Москва и Пхеньян договорились о «создании механизмов проведения совместных мероприятий в целях укрепления обороноспособности в интересах предотвращения войны и обеспечения регионального и международного мира и безопасности». Вместе с тем, как неоднократно заявляли российские представители, сотрудничество Москвы и Пхеньяна в сфере безопасности не направлено против третьих стран и не имеет целью создания нового военно-политического блока в Северо-Восточной Азии.

Весьма солидная внешнеполитическая составляющая Договора (половина его статей так или иначе посвящена двустороннему сотрудничеству в сфере безопасности) повлияет на формирование архитектуры безопасности в регионе. Вступление в силу обновленного российско-корейского документа может уравновесить баланс сил на Корейском полуострове, дополнительно упрочить позиции России в Северо-Восточной Азии, в особенности в условиях дальнейшей деградации отношений с отдельными странами региона. Положения статей, предусматривающие укрепление двустороннего политического диалога между Москвой и Пхеньяном, представляют собой ответ на институционализацию трехстороннего сотрудничества США с Республикой Корея и Японией, усиление военного присутствия Соединенных Штатов в регионе в рамках Договора о взаимной обороне 1953 г., а также обязательства Вашингтона о «расширенном сдерживании» (предполагает защиту Сеула американскими конвенциональными и ядерными силами в случае возникновения вооруженного конфликта на полуострове).

Кроме того, налицо серьезное повышение уровня двусторонних отношений до «всеобъемлющего стратегического партнерства», что предполагает активизацию сотрудничества по всему комплексу взаимодействия Москвы и Пхеньяна. В свою очередь, в ходе пресс-конференции по итогам переговоров в верхах глава КНДР Ким Чен Ын заявил о том, что взаимоотношения между двумя странами приобрели статус союзнических (кор. 동맹관계 同盟關係), что подчеркивает высокий уровень доверия (но также и большие ожидания) со стороны Пхеньяна.

Подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве юридически закрепило и обновленный подход Москвы к сотрудничеству на Корейском полуострове. В заявлениях российского и корейского руководителей обозначена неприемлемость «языка шантажа и диктата», «практики применения политически мотивированных санкций и ограничений». Исходя из этого, Россия будет выстраивать сотрудничество с КНДР, следуя собственным национальным интересам, а также добиваться пересмотра существующего международного санкционного режима в отношении Пхеньяна.

Помимо этого, в противовес западным догмам о важности «полной денуклеризации КНДР» Россия предлагает сфокусировать внимание на комплексном урегулировании ситуации на Корейском полуострове политико-дипломатическим путем в интересах «устранения угрозы рецидива вооруженного конфликта» в данном регионе, преследуя цель формирования архитектуры долгосрочного мира и стабильности в Северо-Восточной Азии на основе принципа неделимости безопасности.

Значительный потенциал имеет и взаимодействие Российской Федерации и КНДР в неполитических областях. Динамика контактов на высоком и рабочем уровнях с июля 2023 г. подтверждает взаимный интерес к углублению и расширению сотрудничества в торгово-экономической сфере. Так, демонстрируют восстановление показатели двустороннего товарооборота, который по итогам 2023 г. составил 34,4 млн долл. США. Кроме того, по словам Президента России В. В. Путина, за пять месяцев 2024 г. объем товарооборота вырос еще на 54 %. Налицо настрой на сохранение темпов роста объемов двусторонней торговли, что может быть обеспечено, например, за счет прямых поставок энергоносителей, а также товаров производителей из Российской Федерации, Белоруссии, а также других стран ЕАЭС.

Важным пунктом повестки двустороннего сотрудничества остается тематика развития транспортно-логистических и инфраструктурных проектов. Речь идет как об активизации «старых» проектов, таких как совместное использование для грузоперевозок порта Рачжин, так и о реализации новых, включая строительство автомобильного моста через реку Туманная. Особо отметим, что задача возведения переправы давно «переросла» региональный уровень, превратившись в вопрос национальной безопасности в связи с необходимостью обеспечить беспрепятственное движение граждан и грузов России и КНДР через государственную границу.

Отношения России и КНДР – это взаимоотношения по-настоящему дружественных стран, связанных десятилетиями тесных политических, экономических, образовательных и культурных контактов. Обеспечение преемственности особых коммуникаций между нашими странами потребует энергичной работы в деле укрепления сотрудничества в области образования и науки. Сегодня в российских высших учебных заведениях получают образование 130 граждан КНДР. Активизация контактов Москвы и Пхеньяна, в том числе путем реализации положений Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, должна способствовать восстановлению прежних связей между вузами двух стран и появлению новых.