Российский институт стратегических исследований

Фролова Иветта Юрьевна

Фролова Иветта Юрьевна

ведущий аналитик

О ключевых задачах руководства КНР в свете Третьего пленума ЦК КПК 20-го созыва

15–18 июля 2024 г. в Пекине прошел Третий пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 20-го созыва. На этот пленум было обращено повышенное внимание мировой общественности, что обусловлено двумя важными моментами.

Во-первых, событие состоялось намного позднее, чем, как казалось, было запланировано. Проведения Пленума все ожидали еще осенью 2023 года. Все это породило немало конспирологических домыслов и инсинуаций на тему вероятных экономических трудностей КНР. В первую очередь это можно наблюдать в сообщениях западников, которые с упорством, достойным лучшего применения, прогнозируют крах китайской экономики на протяжении нескольких последних десятилетий.

Во-вторых, Третий пленум – это событие знаменательное, поскольку приоритеты, обозначенные правительством КНР в ходе его работы, будут формировать векторы долгосрочного экономического развития этой ведущей азиатской державы.

В ходе Пленума был проведен анализ текущей ситуации и задач, стоящих перед страной в ближайшие годы. В этом контексте китайское руководство подчеркнуло необходимость неуклонного выполнения намеченных на текущий год показателей социально-экономического развития.

По данным Государственного статистического управления КНР, в первой половине текущего года ВВП Китая вырос на 5 % и составил 61,68 трлн юаней (около 8,49 трлн долл.). По оценкам экспертов, это позволит достичь целевого показателя экономического роста на 2024 г.

По итогам работы Пленума опубликовано коммюнике, в котором  рассматриваются основные трудности, с которыми сталкивается Китай, и прогнозируются узкие места в будущем социально-экономическом развитии страны, предлагаются целевые меры для решения этих проблем. Задачи намеченных реформ охватывают широкий спектр областей: от экономики и обеспечения благополучия людей до охраны окружающей среды и национальной безопасности.

Согласно документу к 2035 г. в Китае будет «полностью сформирована система социалистической рыночной экономики высокого уровня, социалистический строй с китайской спецификой станет более совершенным, в целом будет осуществлена модернизация системы и потенциала государственного управления, в основном будет завершена социалистическая модернизация». Достижение этих целей, как отмечено в коммюнике, позволит заложить прочную основу для полного построения модернизированной социалистической державы к середине нынешнего века.

В ходе пресс-конференции по итогам Пленума заместитель руководителя Центра по изучению политики при ЦК КПК Тан Фанъюй (唐方裕) отметил, что самым важным результатом прошедшего Пленума стало принятие документа «Решение ЦК КПК о дальнейшем всестороннем углублении реформ для продвижения китайской модернизации».

«Решение» состоит из 15 разделов, содержит более 300 мер, касающихся реформ. Все поставленные в документе задачи реформирования планируется выполнить к 2029 году – 80-й годовщине со дня образования Китайской Народной Республики.

Обращают на себя внимание четыре направления осуществления реформ, предусмотренных в ходе работы Пленума и в его итоговых документах.

1) Содействие поступательному развитию экономики страны. В соответствии с решениями и планами ЦК КПК будут решаться задачи по эффективной реализации макрополитики, прикладываться усилия по расширению внутреннего спроса, развитию новых качественных производительных сил с учетом местных условий. Планируется создание новых драйверов для внешней торговли, зеленого и низкоуглеродного развития, а также принятие соответствующих мер по улучшению благосостояния людей и достижению намеченных целей в борьбе с бедностью.

Представляет интерес акцент на необходимость принятия следующих мер:
– совершенствование системы и механизмов развития производительных сил нового качества с учетом местных условий;
– улучшение системы, способствующей глубокой интеграции реального сектора экономики и цифровой экономики;
– модернизация сферы услуг путем, в частности, устранения административных барьеров, мешающих межрегиональному осуществлению хозяйственной деятельности;
– оздоровление системы укрепления стрессоустойчивости и повышения уровня безопасности производственных цепочек и цепочек поставок.

2) Обеспечение финансово-экономической стабильности. Параллельно достижению поставленных целей в сфере социально-экономического развития внимание будет обращено и на обеспечение финансово-экономической безопасности. В связи с этим будут реализованы различные меры по предотвращению и снижению рисков в сфере недвижимости, задолженности местных органов власти, малых и средних финансовых учреждений и других ключевых областях. В целях улучшения финансовых отношений между центральным и местными правительствами будут проведены соответствующие исследования. Поставлена задача повышать собственные финансовые возможности местных властей, расширять компетенции местных правительств в области налогового управления.

3) Обеспечение благоприятной внешней среды для реализации намеченных планов национального развития Китая. Этот аспект по-прежнему остается одним из самых актуальных для Пекина. Доказательством чему служит наблюдаемый сегодня процесс включения задач обеспечения национальной безопасности в стратегию общего социально-экономического и идеологического развития КНР. В этом контексте примечательны планы китайских властей по «улучшению руководства общественным мнением» и «эффективному устранению рисков в идеологической сфере». Как было указано в ходе работы Пленума, Китай намерен «должным образом реагировать на внешние риски и вызовы, стремиться играть ведущую роль в глобальном управлении и активно работать над созданием благоприятной внешней среды».

В своих отношениях с внешним миром Китай по-прежнему твердо привержен проведению независимой внешней политики мира, заявляя о своем стремлении содействовать созданию сообщества единой судьбы для всего человечества.

4) Модернизация национальной обороны и вооруженных сил является неотъемлемой частью процесса китайской модернизации. В итоговых документах Пленума подчеркнута необходимость отстаивать абсолютное руководство народной армией со стороны Компартии Китая, а также «интенсивно осуществлять стратегию наращивания военной мощи посредством реформ». Внимание  акцентировано на «осуществлении в основном модернизации национальной обороны и вооруженных» сил в целях реализации в срок поставленных задач к 100-летнему юбилею Народно-освободительной армии Китая.
По поводу задач в сфере безопасного и устойчивого развития в документе отмечается необходимость «всестороннего претворения в жизнь всеобъемлющей концепции национальной безопасности», совершенствования системы и механизмов ее обеспечения. 

Как было подчеркнуто в ходе работы Пленума, поиск должного баланса между высококачественным развитием и безопасностью высокого уровня способен обеспечить долгосрочную стабильность в стране.

В настоящее время Китай переживает трансформацию экономики в направлении реализации высококачественной модели развития, переходя к росту, основанному на инновациях. Среди экономических драйверов, которые должны поспособствовать сохранению позитивных фундаментальных показателей китайской экономики во второй половине 2024 г., местные эксперты указывают «продолжающуюся промышленную модернизацию, надежный экспорт и существенные инвестиции в высокотехнологичное производство». В целом экономисты в КНР сходятся во мнении относительно того, что будущая мощь страны в корне зависит от построения инновационной системы.

Поддержке внедрения инноваций посвящен отдельный раздел «Решения». Пекин считает образование, науку и технологии, а также соответствующий кадровый потенциал фундаментальной и стратегической опорой в процессе китайской модернизации. В этом контексте планируется прилагать усилия по углублению комплексных реформ в сфере образования и научно-технической системе, в области развития кадрового потенциала. В частности, отмечена актуальность задачи по формированию контингента высококвалифицированных промышленных техников, совершенствованию механизмов выявления, отбора и подготовки молодых новаторов, обеспечению организованной мобильности специалистов.

Таким образом, все решения Третьего пленума ЦК КПК 20-го созыва направлены на то, чтобы в условиях осложнения международной обстановки и имеющихся вызовов ввиду существенного внешнего давления на Китай продолжать реализацию реформ по совершенствованию социалистической системы с китайской спецификой, по дальнейшему претворению курса на «расширение открытости» рынка КНР и осуществлению цели «возрождения китайской нации».