Премьер-министр Польши Беата Шидло 7 декабря 2017 года подала в отставку, и вместо неё был назначен Матеуш Моравецкий, утверждённый в этой должности 12 декабря. Прежде, с ноября 2015 года, он занимал должность вице-премьера, а также министра финансов и развития.
Новый глава кабинета министров имеет знаменательное происхождение – его отец Корнель Моравецкий во времена ПНР был одним из самых известных диссидентов, основателем (в 1982 году) радикально антикоммунистической «Борющейся Солидарности», подвергшимся преследованиям и репрессиям со стороны властей. По взглядам он был и остаётся консерватором, сторонником социального учения Католической Церкви, а также солидаристом.
Сам Матеуш Моравецкий занимался во второй половине 80-х оппозиционной деятельностью вместе с отцом, возглавлял молодёжное отделение его организации, и идейно ему во многом наследует. Он выступает как резкий противник и социализма, и либерализма, как сторонник возрождения христианских ценностей. Подчёркнуто патриотичен. По сообщениям, даже в частном общении любит приговаривать «Во славу Родины!» («Ku chwale Ojczyzny!»).
Несмотря на своё историческое образование (окончил Вроцлавский университет), Матеуш Моравецкий является одним из наиболее известных польских финансистов. До занятия государственных должностей он был президентом Западного банка – третьего по величине в Польше. Занимая эту должность, Моравецкий стал известен как крупный меценат, вкладывавший средства в патриотические проекты в области исторической и культурной политики. Как министр, отвечающий за развитие экономики, он также оказался очень успешен: так, в третьем квартале 2017 года польская экономика росла со скоростью почти 5%.
За одобрение правительства Моравецкого 12 декабря проголосовали 243 депутата, 192 были против. Таким образом, он победил только голосами фракции «Права и Справедливости», входящих в коалицию с ней «Солидарной Польши» и «Согласия», а также депутатов от группы «Свободные и солидарные», возглавляемой его отцом. Все не входящие в правящую коалицию политические силы выступили против, в том числе крайне правая фракция Петра Кукиза, по списку которой избирались депутаты группы Корнеля Моравецкого. В своей речи перед парламентом новый премьер неоднократно призывал к объединению Польши и преодолению внутреннего противостояния, однако сам он, очевидно, не является компромиссной фигурой для польской политики. Оппозиция считает его ответственным за осуществляемые правительством Шидло преобразования, ограничивающие независимость судебной ветви власти и свободы прессы.
Предпринятая «Правом и Справедливостью» смена правительства во многом связана с накалом внутреннего политического противостояния в Польше. Вместо политически активной и известной резкими заявлениями Б.Шидло ставят «технократа», которого все привыкли считать не столько политиком, сколько менеджером. Очевидно, лидер партии Ярослав Качиньский пришёл к выводу, что сейчас нужен премьер, основное внимание уделяющий вопросам экономического развития, а не социальной и политической сфере. «Надо сконцентрироваться на экономике», – заявил новый премьер в Сейме. Тем не менее, два года правительства Беаты Шидло оцениваются как очень успешные, что он и подчеркнул в своей речи. Однако это во многом его же собственная заслуга.
Несомненно, что в своей деятельности он будет делать упор не на вопросы международных отношений Польши, а на внутреннюю политику, и в первую очередь на экономику и сферу культуры, исторической памяти. Если говорить об идеологических признаках заявлений Моравецкого, то они явно основаны на солидаризме, этатизме, экономическом национализме и консерватизме с опорой на социальное учение Католической Церкви.
Ещё 16 февраля 2016 года правительством был официально принят разработанный Моравецким экономический «План ответственного развития». На его основе также была принята Стратегия экономического развития до 2020 года с перспективой до 2030 года. Основное внимание в нём уделено задачам по модернизации и реиндустриализации Польши. План основан на идее развития собственного потенциала страны, становления инновационной экономики, привлечения инвестиций как основы для структуры роста ВВП, поощрении экспортных возможностей польских предприятий. Большое внимание уделено задаче выравнивания уровня развития регионов, что во многом связано с географическим зонированием основного электората правящей партии – преимущественно восточные области, которые сравнительно меньше развиты и имеют более бедное население.
Для Плана Моравецкого характерна идея сильного государства, активно вмешивающегося в экономику. Стране предлагается политика больших проектов. Моравецкий хочет сделать из Польши логистический центр Европы, что требует в первую очередь развития инфраструктуры, особенно транспортной. Новый премьер призывает сделать из Польши «бьющееся сердце Европы». Поддерживает он и традиционную для «Права и Справедливости» политику по достижению максимальной энергетической независимости от России за счёт сотрудничества с Норвегией и США.
В своём выступлении Моравецкий попытался изменить устоявшийся имидж жёсткого финансиста и президента банка, принадлежащего в основном иностранному капиталу. Он заявил о себе как о стороннике просоциальной экономической политики и противнике преобладания в Польше зарубежного капитала, чрезмерной экономической зависимости от заграницы. В своём программном выступлении он обозначил основную проблему современной Польши – периферийный характер её экономики: «Мы хотим быть в экономике мировым субъектом, а не периферийной зоной». Уход от этой модели, сформировавшейся в 1990-е годы, он обозначает как основную стратегическую цель своих реформ.
Моравецким декларируется социальная ориентация государственной политики, продолжение всех социальных программ предыдущего правительства, новая программа «Жильё плюс» по возведению домов с доступными по ценам квартирами. Он ратует за построение «социального капитализма», что в принципе является характерной чертой экономической политики «Права и Справедливости».
При этом Моравецкому свойственен радикальный по нынешним европейским меркам консерватизм, совмещённый с проевропейской ориентацией: «Мы являемся частью Европейского союза, но мы хотим преобразовать его, заново христианизировать. Это моя мечта». Он хочет видеть Польшу сильным государством, основанным на христианских ценностях, и имеющим общеевропейскую миссию по возрождению начал латинской цивилизации, что является общим требованием для всех правых польских политиков.
Произнесённая Моравецким речь в Сейме – наверное, первый из так называемых «экспозе» польских премьеров, в котором так мало было уделено внимания внешней политике. И это, несомненно, первая такая речь, в которой вообще не были упомянуты важнейшие соседи Польши – Россия и Германия, что вызвало немало удивлений среди польских политиков, в том числе и со стороны его отца. Очевидно, новый премьер решил обойти эти темы, чтобы продемонстрировать, что внешняя политика не будет сферой его приоритетной деятельности. Но, несомненно, она будет подробно описана в ежегодном докладе парламенту министра иностранных дел, который по традиции делается в первом квартале каждого года.
Тем не менее, в выступлении Моравецкого было упомянуто о США как о «главном союзнике», и более того, указано, что Польша будет реализовывать свою региональную политику в Европе «вместе с США». Проамериканская политика является визитной карточкой «Права и Справедливости», и такой внешнеполитический крен остаётся причиной жёсткой критики со стороны некоторых представителей оппозиции. Во время обсуждения доклада один из депутатов (Гжегож Длугий из фракции Кукиза) заявил: «Господин премьер, мы не являемся 51-м штатом США!». Тем не менее, несомненно, что проект становления региона Трёхморья, о котором упомянул и Моравецкий, заявивший цель «консолидации его государств», может осуществляться именно за счёт активного американского спонсирования его инфраструктурных проектов, а также политической поддержки, особенно в отношениях с Брюсселем.
Была также сформулирована задача углубления отношений с Украиной, Литвой и Грузией. Примечательно, что Литва, с которой отношения очень непростые, оказалась в списке государств, выходящим за пределы ЕС. При этом с Украиной и Грузией основной формой развития отношений для Польши является Восточное партнёрство, объединяющее их с четырьмя другими государствами постсоветского пространства, однако этот не очень успешный проект в речи Моравецкого был фактически заменён утверждением о необходимости развития связей только с двумя конкретными странами региона.
Существенно испортившиеся в последнее время контакты Польши с Украиной вряд ли подвергнутся значимым изменениям. Стоит учесть и ориентированность нового премьера на вопросы исторической политики, которые более всего противопоставляют два государства, и особенности его происхождения: родители его матери происходят из Станиславова (нынешнего Ивано-Франковска), и были вынуждены бежать оттуда уже после войны. «Кресовые» корни вряд ли позволят Моравецкому смягчить польскую позицию в отношении прославления на Украине деятелей ОУН-УПА.
Польские политики и эксперты отметили, что Моравецкий в своём выступлении просто обошёл все трудные вопросы, стоящие в актуальной повестке дня. Он ничего не сказал о проблемах с демократией в Польше, об обвинениях в адрес правительства в наступлении на свободу слова и независимость судебной власти. Ничего не сказал об ухудшении отношений с Брюсселем, разве что пообещал защитить Польшу от нападок со стороны «некоторых политиков и институтов ЕС». Вообще не было упомянуто дело о расследовании причин Смоленской авиакатастрофы, которое является важнейшим проектом для партии «Право и Справедливость», но раскалывает польское общество.
Состав нового правительства пока что остаётся прежним («новое старое правительство», как его сразу назвали). Беата Шидло заняла пост вице-премьера. Однако в январе в нём возможны существенные перемены. И пока что большой вопрос, произойдёт ли смена министра иностранных дел Витольда Ващиковского. Судя по избеганию новым премьером внешнеполитической темы, скорее можно предположить, что он наоборот укрепит свои позиции.
У М.Моравецкого наверняка будет проблема с выстраиванием системы отношений внутри правительства и внутри партии. Дело в том, что для «Права и Справедливости» он человек новый и по своей политической генеалогии относится к иному движению («Борющаяся Солидарность», по многим вопросам бывшая в оппозиции к основной «Солидарности»). Сам Моравецкий вступил в партию только в марте 2016 года, уже будучи вице-премьером. Несомненно, что для большинства других членов кабинета Ярослав Качиньский гораздо более близкий человек, чем новый премьер. Так что как он сработается с главой партии и президентом, сколь сильно он будет от них зависеть и сможет ли быть действительно лидером своего кабинета министров – пока вопрос.
19.12.2017
Поделиться
Неменский Олег Борисович
ведущий эксперт
Новый премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий
Новый премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий
Премьер-министр Польши Беата Шидло 7 декабря 2017 года подала в отставку, и вместо неё был назначен Матеуш Моравецкий, утверждённый в этой должности 12 декабря. Прежде, с ноября 2015 года, он занимал должность вице-премьера, а также министра финансов и развития.
Новый глава кабинета министров имеет знаменательное происхождение – его отец Корнель Моравецкий во времена ПНР был одним из самых известных диссидентов, основателем (в 1982 году) радикально антикоммунистической «Борющейся Солидарности», подвергшимся преследованиям и репрессиям со стороны властей. По взглядам он был и остаётся консерватором, сторонником социального учения Католической Церкви, а также солидаристом.
Сам Матеуш Моравецкий занимался во второй половине 80-х оппозиционной деятельностью вместе с отцом, возглавлял молодёжное отделение его организации, и идейно ему во многом наследует. Он выступает как резкий противник и социализма, и либерализма, как сторонник возрождения христианских ценностей. Подчёркнуто патриотичен. По сообщениям, даже в частном общении любит приговаривать «Во славу Родины!» («Ku chwale Ojczyzny!»).
Несмотря на своё историческое образование (окончил Вроцлавский университет), Матеуш Моравецкий является одним из наиболее известных польских финансистов. До занятия государственных должностей он был президентом Западного банка – третьего по величине в Польше. Занимая эту должность, Моравецкий стал известен как крупный меценат, вкладывавший средства в патриотические проекты в области исторической и культурной политики. Как министр, отвечающий за развитие экономики, он также оказался очень успешен: так, в третьем квартале 2017 года польская экономика росла со скоростью почти 5%.
За одобрение правительства Моравецкого 12 декабря проголосовали 243 депутата, 192 были против. Таким образом, он победил только голосами фракции «Права и Справедливости», входящих в коалицию с ней «Солидарной Польши» и «Согласия», а также депутатов от группы «Свободные и солидарные», возглавляемой его отцом. Все не входящие в правящую коалицию политические силы выступили против, в том числе крайне правая фракция Петра Кукиза, по списку которой избирались депутаты группы Корнеля Моравецкого. В своей речи перед парламентом новый премьер неоднократно призывал к объединению Польши и преодолению внутреннего противостояния, однако сам он, очевидно, не является компромиссной фигурой для польской политики. Оппозиция считает его ответственным за осуществляемые правительством Шидло преобразования, ограничивающие независимость судебной ветви власти и свободы прессы.
Предпринятая «Правом и Справедливостью» смена правительства во многом связана с накалом внутреннего политического противостояния в Польше. Вместо политически активной и известной резкими заявлениями Б.Шидло ставят «технократа», которого все привыкли считать не столько политиком, сколько менеджером. Очевидно, лидер партии Ярослав Качиньский пришёл к выводу, что сейчас нужен премьер, основное внимание уделяющий вопросам экономического развития, а не социальной и политической сфере. «Надо сконцентрироваться на экономике», – заявил новый премьер в Сейме. Тем не менее, два года правительства Беаты Шидло оцениваются как очень успешные, что он и подчеркнул в своей речи. Однако это во многом его же собственная заслуга.
Несомненно, что в своей деятельности он будет делать упор не на вопросы международных отношений Польши, а на внутреннюю политику, и в первую очередь на экономику и сферу культуры, исторической памяти. Если говорить об идеологических признаках заявлений Моравецкого, то они явно основаны на солидаризме, этатизме, экономическом национализме и консерватизме с опорой на социальное учение Католической Церкви.
Ещё 16 февраля 2016 года правительством был официально принят разработанный Моравецким экономический «План ответственного развития». На его основе также была принята Стратегия экономического развития до 2020 года с перспективой до 2030 года. Основное внимание в нём уделено задачам по модернизации и реиндустриализации Польши. План основан на идее развития собственного потенциала страны, становления инновационной экономики, привлечения инвестиций как основы для структуры роста ВВП, поощрении экспортных возможностей польских предприятий. Большое внимание уделено задаче выравнивания уровня развития регионов, что во многом связано с географическим зонированием основного электората правящей партии – преимущественно восточные области, которые сравнительно меньше развиты и имеют более бедное население.
Для Плана Моравецкого характерна идея сильного государства, активно вмешивающегося в экономику. Стране предлагается политика больших проектов. Моравецкий хочет сделать из Польши логистический центр Европы, что требует в первую очередь развития инфраструктуры, особенно транспортной. Новый премьер призывает сделать из Польши «бьющееся сердце Европы». Поддерживает он и традиционную для «Права и Справедливости» политику по достижению максимальной энергетической независимости от России за счёт сотрудничества с Норвегией и США.
В своём выступлении Моравецкий попытался изменить устоявшийся имидж жёсткого финансиста и президента банка, принадлежащего в основном иностранному капиталу. Он заявил о себе как о стороннике просоциальной экономической политики и противнике преобладания в Польше зарубежного капитала, чрезмерной экономической зависимости от заграницы. В своём программном выступлении он обозначил основную проблему современной Польши – периферийный характер её экономики: «Мы хотим быть в экономике мировым субъектом, а не периферийной зоной». Уход от этой модели, сформировавшейся в 1990-е годы, он обозначает как основную стратегическую цель своих реформ.
Моравецким декларируется социальная ориентация государственной политики, продолжение всех социальных программ предыдущего правительства, новая программа «Жильё плюс» по возведению домов с доступными по ценам квартирами. Он ратует за построение «социального капитализма», что в принципе является характерной чертой экономической политики «Права и Справедливости».
При этом Моравецкому свойственен радикальный по нынешним европейским меркам консерватизм, совмещённый с проевропейской ориентацией: «Мы являемся частью Европейского союза, но мы хотим преобразовать его, заново христианизировать. Это моя мечта». Он хочет видеть Польшу сильным государством, основанным на христианских ценностях, и имеющим общеевропейскую миссию по возрождению начал латинской цивилизации, что является общим требованием для всех правых польских политиков.
Произнесённая Моравецким речь в Сейме – наверное, первый из так называемых «экспозе» польских премьеров, в котором так мало было уделено внимания внешней политике. И это, несомненно, первая такая речь, в которой вообще не были упомянуты важнейшие соседи Польши – Россия и Германия, что вызвало немало удивлений среди польских политиков, в том числе и со стороны его отца. Очевидно, новый премьер решил обойти эти темы, чтобы продемонстрировать, что внешняя политика не будет сферой его приоритетной деятельности. Но, несомненно, она будет подробно описана в ежегодном докладе парламенту министра иностранных дел, который по традиции делается в первом квартале каждого года.
Тем не менее, в выступлении Моравецкого было упомянуто о США как о «главном союзнике», и более того, указано, что Польша будет реализовывать свою региональную политику в Европе «вместе с США». Проамериканская политика является визитной карточкой «Права и Справедливости», и такой внешнеполитический крен остаётся причиной жёсткой критики со стороны некоторых представителей оппозиции. Во время обсуждения доклада один из депутатов (Гжегож Длугий из фракции Кукиза) заявил: «Господин премьер, мы не являемся 51-м штатом США!». Тем не менее, несомненно, что проект становления региона Трёхморья, о котором упомянул и Моравецкий, заявивший цель «консолидации его государств», может осуществляться именно за счёт активного американского спонсирования его инфраструктурных проектов, а также политической поддержки, особенно в отношениях с Брюсселем.
Была также сформулирована задача углубления отношений с Украиной, Литвой и Грузией. Примечательно, что Литва, с которой отношения очень непростые, оказалась в списке государств, выходящим за пределы ЕС. При этом с Украиной и Грузией основной формой развития отношений для Польши является Восточное партнёрство, объединяющее их с четырьмя другими государствами постсоветского пространства, однако этот не очень успешный проект в речи Моравецкого был фактически заменён утверждением о необходимости развития связей только с двумя конкретными странами региона.
Существенно испортившиеся в последнее время контакты Польши с Украиной вряд ли подвергнутся значимым изменениям. Стоит учесть и ориентированность нового премьера на вопросы исторической политики, которые более всего противопоставляют два государства, и особенности его происхождения: родители его матери происходят из Станиславова (нынешнего Ивано-Франковска), и были вынуждены бежать оттуда уже после войны. «Кресовые» корни вряд ли позволят Моравецкому смягчить польскую позицию в отношении прославления на Украине деятелей ОУН-УПА.
Польские политики и эксперты отметили, что Моравецкий в своём выступлении просто обошёл все трудные вопросы, стоящие в актуальной повестке дня. Он ничего не сказал о проблемах с демократией в Польше, об обвинениях в адрес правительства в наступлении на свободу слова и независимость судебной власти. Ничего не сказал об ухудшении отношений с Брюсселем, разве что пообещал защитить Польшу от нападок со стороны «некоторых политиков и институтов ЕС». Вообще не было упомянуто дело о расследовании причин Смоленской авиакатастрофы, которое является важнейшим проектом для партии «Право и Справедливость», но раскалывает польское общество.
Состав нового правительства пока что остаётся прежним («новое старое правительство», как его сразу назвали). Беата Шидло заняла пост вице-премьера. Однако в январе в нём возможны существенные перемены. И пока что большой вопрос, произойдёт ли смена министра иностранных дел Витольда Ващиковского. Судя по избеганию новым премьером внешнеполитической темы, скорее можно предположить, что он наоборот укрепит свои позиции.
У М.Моравецкого наверняка будет проблема с выстраиванием системы отношений внутри правительства и внутри партии. Дело в том, что для «Права и Справедливости» он человек новый и по своей политической генеалогии относится к иному движению («Борющаяся Солидарность», по многим вопросам бывшая в оппозиции к основной «Солидарности»). Сам Моравецкий вступил в партию только в марте 2016 года, уже будучи вице-премьером. Несомненно, что для большинства других членов кабинета Ярослав Качиньский гораздо более близкий человек, чем новый премьер. Так что как он сработается с главой партии и президентом, сколь сильно он будет от них зависеть и сможет ли быть действительно лидером своего кабинета министров – пока вопрос.